Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор МОУ Козловской СОШ
Протокол № 1 от 30.08.2011 года --------------В.И.Иванников
Приказ № 26\3(л) от30.08.2011г.
Учебный план
МОУ Козловской СОШ
на 2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка
Учебный план разработан на основе следующих нормативных документов:
- приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783;
- Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденный приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004.
-приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от «20» мая 2011г. № 441 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, в новой редакции»
Учебный план МОУ Козловской СОШ определяет перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования
В плане, наряду с недельным, предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, используя модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
В структуру плана входят федеральный, региональный компоненты и компонент образовательного учреждения и устанавливается соотношение между ними.
Учебный план МОУ Козловская СОШ ориентирован:
- для 1-4 классов на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
- для 5-9 классов на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.
- для 10-11 классов на двухлетний нормативный срок освоения государственных программ среднего (полного) общего образования.
Режим работы:
- пятидневная учебная неделя – 1-9 классы;
- шестидневная учебная неделя - 10-11 классы.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе в первую смену;
- используется "ступенчатый" режима обучения (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
- после второго урока организуется динамическая пауза продолжительностью 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебные недели; во2-8,10 классах – 35 учебных недель; в 9,11 классах – 34 учебные недели, сроки экзаменационного периода определяются ежегодно приказом федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Часы компонента образовательного учреждения на всех ступенях обучения используются для углубленного изучения отдельных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых предметов, дополнительных образовательных модулей, специализированных курсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в научных лабораториях, библиотеках, музеях и т.п.
Начальное общее образование
1. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в 3-4 классах вводится в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)».
2. По решению образовательного учреждения учебный предмет «Искусство (Музыка и ИЗО) разделен на два - «Искусство (ИЗО) и «Искусство (Музыка)», на изучение каждого из них рекомендуется отводить по 1 часу в неделю.
3. Третий час учебного предмета «Физическая культура» рекомендуется использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
Учебный план в 1-4 классах при пятидневной учебной неделе состоит только из федерального компонента.
Основное общее образование
1. Учебный предмет «Обществознание» является интегрированным, направлен на гуманизацию образования и развитие социальной зрелости обучающихся, построен по модульному принципу, включая содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».
2. Часы учебного предмета «Технология» в 9 классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
3. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» вводится для изучения на ступени основного общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в 8 классе. Часть содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет «Обществознание».
4. По решению образовательного учреждения учебный предмет «Искусство (Музыка и ИЗО)» в 5-7 классах разделен на два - «Искусство (ИЗО) и «Искусство (Музыка)», на изучение каждого из них рекомендуется отводить по 1 часу в неделю. Изучение учебного предмета «Искусство» в 8-9 классах призвано обеспечить непрерывность в изучении данного учебного предмета.
5. Третий час учебного предмета «Физическая культура» рекомендуется использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
6. Региональный компонент и компонент образовательного учреждения составляет 2 часа в 5-8 классах и 3 часа в 9 классе.
В качестве регионального компонента в учебный план в соответствии с рекомендациями введены учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-7 классах (по 0,5 часа в неделю), направленный на формирование у обучающихся практических навыков и учебный предмет «Культура общения» в 5-8 классах при пятидневной учебной неделе (по 0,5 часа в неделю) с целью обеспечения преемственности в развитии устной речи и коммуникативной деятельности.
7. Направление использования часов школьного компонента определено в соответствии с образовательной программой учреждения и распределено следующим образом:
В целях обеспечения непрерывности изучения учебного предмета «Обществознание» этот учебный предмет введен в 5 классе.
Для удовлетворения познавательных интересов учащихся и организации изучения обучающимися краеведческих модулей в 6 классе по 0,5 часа добавлено на изучение «Географии» и «Биологии».
Для обеспечения непрерывности в изучении учебного предмета «Искусство» в 8 классе по 0,25 часа отведено на изучение учебных предметов «Музыка» и «Искусство».
С целью повышения грамотности учащихся и качественного достижения требований образовательного стандарта общего образования увеличен объем учебной нагрузки по предмету «Русский язык» в 7 классе на 1 час и на 0,5 часа в 8 классе.
С целью повышения математической грамотности учащихся и качественного достижения требований образовательного стандарта общего образования увеличен объем учебной нагрузки по предмету «Математика» в 8 классе на 0,5 часа
8. В учебном плане в 9 классе 3 часа школьного компонента отводится на организацию предпрофильной подготовки. С этой целью в учебный план 9 класса введены следующие элективные курсы:
«Теория и практика сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста». Курс поможет обучающимся подготовиться к сочинению – рассуждению, предусмотренному новой формой итоговой аттестации.
«Учиться общаться, общаясь…или как формировать коммуникативную компетенцию». Курс поможет учащимся грамотно выражать свои мысли и создавать собственное высказывание.
«Квадратный трехчлен и его приложения». Курс поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения.
«Из жизни кристаллов». Курс знакомит учащихся с начальными сведениями о кристаллах, о драгоценных камнях, способах их получения применения. Курс добавлен по запросам учащихся.
«Трактора и сельскохозяйственные машины». В целях обеспечения непрерывности изучения учебного предмета «Трактора и сельскохозяйственные машины» этот учебный предмет введен в 9 классе.
«Художественная обработка материала». В целях обеспечения непрерывности изучения учебного предмета «Художественная обработка материала» этот учебный предмет введен в 9 классе.
Среднее (полное) общее образование
В 10 – 11 классах универсальное (непрофильное) обучение.
Старшая ступень обучения готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования. А также к началу трудовой деятельности.
1.Учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования изучается на базовом уровне, включает модули (разделы) «Обществоведение», «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета в 10 классе, в 11 классе «Экономика» изучается в качестве самостоятельного учебного предмета.
2.В лицензии МОУ Козловская СОШ указано, что организуется подготовка трактористов. Поэтому часы технологии в 10 и 11 классах отведены на преподавание учебного предмета «Трактора и сельскохозяйственные машины»
3.Третий час учебного предмета «Физическая культура» рекомендуется использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
4. Направление использования часов школьного компонента распределено следующим образом:
4.1. В лицензии МОУ Козловская СОШ указано, что организуется подготовка трактористов. Поэтому по 1,5 часа в 10 и 11 классах из школьного компонента отведены на преподавание элективного учебного предмета «Трактора и сельскохозяйственные машины» (подгруппа мальчиков).
4.2 « Художественная обработка материала» учебный предмет позволяющий получить подгруппе девочек необходимые навыки работы с материалами, готовят к началу трудовой деятельности и успешной социализации.
4.3 С целью повышения грамотности обучающихся и качественного достижения требований образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в 10 классе изучаются элективные учебные предметы «Секреты хорошей речи» (1 час в неделю); в 11 классе - «Анализ текста» (1 час в неделю).
4.4 В соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей для подготовки к государственной (итоговой) аттестации, для удовлетворения познавательных интересов, приобретения навыков исследовательской деятельности учащихся преподаются элективные учебные предметы:
- в 10 классе:
«Цитология и гистология» (1 час в неделю),
«ЕГЭ по обществознанию: эффективная подготовка к экзаменам»,
«Решение задач повышенной сложности»,
-в 11 классе:
«История России 1945-2008 г.г.» (1 час в неделю),
«Окислительно - восстановительные реакции» (1 час в неделю),
«Уравнения неравенства с параметрами» (2 час в неделю).
Начальное общее образование
(1 класс)
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Обязательная часть |
|
Русский язык |
5
|
Литературное чтение |
4
|
Математика |
4
|
Окружающий мир |
2
|
Музыка |
1
|
Изобразительное искусство |
1
|
Технология |
1
|
Физическая культура |
3
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка (требования СанПин) |
21
|
(2-4 классы)
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
||
|
II |
III |
IV |
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
Литература |
4 |
3 |
3 |
Иностранный язык |
2 |
2 |
2 |
Математика |
4 |
4 |
4 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) |
2 |
2 |
2 |
Искусство (музыка) |
1 |
1 |
1 |
Искусство ( ИЗО) |
1 |
1 |
1 |
Технология (Труд) |
1 |
2 |
2 |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка (требования СанПин) |
23 |
23 |
23 |
Основное общее образование
(5-9 классы)
Учебные предметы |
5 кл. |
6 кл. |
7 кл. |
8 кл. |
9 кл. |
1. Русский язык |
6 |
6 |
4 |
3 |
2 |
2. Литература |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3. Немецкий язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4. Математика |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5. Информатика и ИКТ |
|
|
|
1 |
2 |
6. История |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
7. Обществознание |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
8. География |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
9. Природоведение |
2 |
|
|
|
|
10. Физика |
|
|
2 |
2 |
2 |
11. Химия |
|
|
|
2 |
2 |
12. Биология |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
13. Искусство (Музыка и ИЗО) |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
14. Технология |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
15. Основы безопасности жизнедеятельности |
|
|
|
1 |
|
16. Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Всего |
27 |
28 |
30 |
31 |
30 |
Региональный компонент |
|||||
1. Культура общения |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
2. Основы безопасности жизнедеятельности |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Всего |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
|
Школьный компонент |
|||||
1. Квадратный трехчлен и его приложение |
|
|
|
|
0,5 |
2.Из жизни кристаллов |
|
|
|
|
0,5 |
3.Теория и практика сочинения рассуждения на основе прочитанного |
|
|
|
|
0,5 |
4.Учить общению, общаясь… или Как формировать коммуникативную компетенцию? |
|
|
|
|
0,5 |
5.Трактора и сельскохозяйственные машины |
|
|
|
|
0,5 |
6.Художественная обработка материала |
|
|
|
|
0,5 |
7.Музыка |
|
|
|
0,5 |
|
8.Искусство |
|
|
|
0,5 |
|
9.Русский язык |
|
|
1 |
0,5 |
|
10.Математика |
|
|
|
0,5 |
|
11Биология. |
|
0,5 |
|
|
|
12.География |
|
0,5 |
|
|
|
13.Обществознание |
1 |
|
|
|
|
Всего |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
3 |
Итого |
29 |
30 |
32 |
33 |
33 |
Учебный план универсального обучения
среднее (полное) общее образование
(10 – 11 классы)
Учебные предметы |
10 кл |
11 кл |
Всего |
Федеральный компонент |
|||
1. Русский язык |
1 |
1 |
2 |
2. Литература |
3 |
3 |
6 |
3. Немецкий язык |
3 |
3 |
6 |
4. Математика |
4 |
4 |
8 |
5. Информатика и ИКТ |
1 |
1 |
2 |
6. История |
2 |
2 |
4 |
7. Обществознание |
2 |
1,5 |
4 |
8. География |
1 |
1 |
2 |
9. Физика |
2 |
2 |
4 |
10. Химия |
1 |
1 |
2 |
11. Биология |
1 |
1 |
2 |
12. Мировая художественная культура |
1 |
1 |
2 |
13. Технология |
1 |
1 |
2 |
14. Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
1 |
2 |
15. Физическая культура |
3 |
3 |
6 |
16.Экономика |
|
0,5 |
0,5 |
Всего |
27 |
27 |
54 |
Региональный компонент |
|||
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
1 |
2 |
Школьный компонент |
|||
1.Цитология и гистология |
1 |
0 |
1 |
2. Секреты хорошей речи |
1 |
0 |
1 |
3. ЕГЭ по обществознанию: эффективная подготовка к экзамену |
1 |
0 |
1 |
4.Решение задач повышенной сложности. |
2 |
0 |
2 |
5.История России 1945-2008 г.г. |
0 |
1 |
1 |
6.Окислительно - восстановительные реакции |
0 |
1 |
1 |
7.Анализ текста |
0 |
1 |
1 |
8. Трактора и сельскохозяйственные машины |
1,5 |
1,5 |
3 |
9.Уравнения неравенства с параметрами |
0 |
2 |
2 |
10. Художественная обработка материала |
1,5 |
1,5 |
3 |
|
|
|
|
Всего |
8 |
8 |
16 |
Итого |
36 |
36 |
72 |